Приобретая товар, потребитель не всегда может убедиться в отсутствии заводского брака или иных дефектов. Часто покупателям не возвращают деньги за товар, мотивируя это аргументами, большая часть которых не соответствуют законодательству. Чтобы занять, как вернуть некачественный товар, необходимо ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регулирующими данный вопрос.
Статья РФ о возврате товара и денег
Каждый гражданин, приобретающий в России потребительские товары, с точки зрения законодательства признается субъектом права. Факт покупки приравнивается к сделке, соответственно отношения между покупателем и продавцом должны выполняться в рамках закона. Главный нормативно-правовой акт, регулирующий действия сторон в данных обстоятельствах – Закон РФ 2300-1 «О защите прав потребителей». Дополнительно при разрешении конфликтов необходимо ориентироваться на положения Гражданского кодекса РФ, которые относятся к совершению сделок.
Условия возврата денег за товар
Ситуации с некачественными товарами регулируются ст. 18 Законом №2300-1. Согласно установленным нормам, потребители, которые обнаружили дефекты в приобретенных товарах могут претендовать на следующее:
- замена в виде товара с аналогичными параметрами;
- другой товар с выполнением перерасчета стоимости;
- скидка на бракованное изделие;
- исправление дефекта за счет продавца или торгующей организации;
- возврат некачественного товара с полной компенсацией стоимости.
Потребовать возврат денег за покупку, которая имеет дефекты, покупатель может не всегда. Не возвращают покупателям деньги за товары, принадлежащие к определенным категориям. Распространяется правило не только на продукцию с дефектами, но и на случаи, при которых покупатель желает воспользоваться правом возврата в течение 14 дней. Речь идет о следующем:
- косметические и лекарственные средства, а также предметы гигиены;
- бытовая химия;
- нижнее белье;
- ювелирные изделия;
- книги, газеты и другая печатная продукция;
- растения – цветы и деревья;
- товары, принадлежащие к категории технически сложных.
Ознакомиться с полным перечнем продукции, которая не подлежит возврату, можно в Постановлении Правительства под номером 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров». Также необходимо отметить ситуации, связанные с использованием купленного товара до обращения к продавцу. Если причина дефекта – неправильное обращение с изделием или присутствует факт нарушения гарантийных обязательств со стороны потребителя, то продавец имеет полное право отказать в возврате денег.
Обратите внимание!
В остальных ситуациях отказы можно воспринимать, как нарушение законодательства, за которым последует разбирательство с привлечением Роспотребнадзора и правоохранительных органов.
Необходимо учитывать, что при стандартных обстоятельствах продавец обязан выполнить замену бракованного изделия на полный аналог. Чаще всего речь идет о товаре аналогичной марки и модели. Если в наличии у продавца ничего подобного нет, деньги должны возвращаться незамедлительно.
Порядок возврата денежных средств за некачественный товар
Первостепенная задача покупателя, которому довелось столкнуться с товаром ненадлежащего качества, – обращение в магазин и написание претензии. Если у продавца отсутствует возможность рассмотреть обращения сразу, то на принятие решения отводится 10 дней. Чаще всего подобные ситуации возникают в сетевых магазинах. Сотрудники, ответственные за принятие решений по некачественным товарам, могут находиться в других городах, что затрудняет разрешение конфликтов.
Если по завершению указанного срока требования не будут удовлетворены, то на возникшие разбирательства необходимо реагировать сразу. Оптимальное решение – обращение в местное отделение Роспотребнадзора. Если данная организация также не сможет должным образом повлиять на магазин, то покупателя ждет судебное разбирательство.
Как составить претензию на возврат денег
Претензия – зафиксированное на бумаге требование о возврате или замене некачественного товара. Оформлять ее необходимо в двух экземплярах, заполненных идентично. Указывать необходимо следующее:
- название и адрес магазина (в случае с покупкой у ИП – ФИО и юридический адрес);
- необходимый минимум данных о покупателе – ФИО, номер телефона, адрес проживания;
- суть возникшей проблемы. Заполняется без излишней эмоциональности, указываются только реальные факты;
- список дефектов, которые были обнаружены после приобретения;
- требования, предъявляемые к торгующей организации;
- список документов, подтверждающих покупку;
- дата и подпись заявителя.
Отдельное внимание уделяется документам, которые служат доказательством приобретения продукции. Лучше всего для этого использовать товарный чек или приходно-кассовый ордер. Фактически такие документы – договор между сторонами.
Распространенная ситуация – чек после покупки утерян. Многие магазины отказываются принимать претензии без наличия такого документа, что противоречит законодательству. Доказать факт совершения приобретения можно так:
- Предоставить гарантийный талон, паспорт изделия или другой документ, на котором присутствует дата совершения покупки и печать торговой организации.
- Для крупных магазинов – передать упаковку со штрих-кодом изделия. Они обычно заносятся в товарную базу, там же фиксируется момент совершения покупки.
- Списанные акционные или накопленные скидочные баллы также могут служить подтверждением даже если оплата производилась ими частично. В таком случае необходимо предоставить скидочную карту или документы, на которые личный бонусный счет регистрировался.
- Если в торговом зале, в частности над кассой, присутствуют камеры видеонаблюдения, то потребитель вправе потребовать видеозапись с моментом совершения покупки.
Необходимо помнить о том, что предоставление чека по требованию покупателя – прямая обязанность продавца. Если он откажется передавать данный документ при совершении приобретения товара, то приобретатель вправе составить жалобу на нарушение продавцом Федерального закона №54 «О применении контрольно-кассовой техники…».
Обратите внимание!
Исключение составляют организации, входящие в список, установленный законодательно.
Что делать, если продавец не возвращает деньги за товар
Отказ продавцом выполнять требования, указанные в претензии – серьезное нарушение. Здесь следует отметить две категории ситуаций, из-за которых возврат денег или замена товара продавцом не осуществляются.
- Требования покупателя противоречат действующему законодательству. Выше отмечен список товаров, которые нельзя вернуть не при каких обстоятельствах. Также причиной отказа может стать явное нарушение правил пользования изделием. Еще одна причина – необоснованные требования. Некоторые покупатели требуют выполнить замену на продукцию, которая стоит дороже, не желая доплачивать разницу или желают получить дополнительную компенсацию, не предусмотренную правилами.
- Продавец нарушил установленный срок рассмотрения претензии. Законом определено время, отведенное торговой организации на принятие решения по заявлениям, поступающим от покупателей. Если ответ не поступает более 10 дней – это повод для дальнейших разбирательств в суде.
При последнем варианте верным выходом для потребителя станет обращение в суд. Для того, чтобы избежать лишних сложностей в этой процедуре, рекомендуется убедиться в том, что продавец оставил свою подпись в копии претензии, которая осталась у потребителя.
Получить максимальную гарантию можно, направив претензию в магазин не лично, а заказным письмом с уведомлением. Отсчет положенных 10 дней начнется с момента фиксации почтой получения письма торгующей организацией. Соответственно, копию претензии с подписью продавца или почтовое уведомление необходимо приложить к передаваемому в суд исковому заявлению.
Оформляется иск в соответствии с установленными законодательно правилами. При этом важно правильно указать суть конфликта и обстоятельства, которые свидетельствуют о неправомерных действиях ответчика.
Обратите внимание!
Судебное разбирательство позволит не только вернуть деньги, потраченные на покупку товара ненадлежащего качества, но и убытки, полученные из-за возникших обстоятельств.