Законодательно права потребителя защищены Законом «О защите прав потребителей» № 2300-1, который направлен прежде всего на отстаивание интересов покупателей перед юридическими лицами. Потребителям предоставлен большой перечень прав на случай, если приобретенный товар не отвечает требованиям по качеству. Претензия на возврат товара — один из шагов, который должен предпринять покупатель в такой м случае. Ккак правильно составить претензию на возврат товара?
Права покупателя при некачественности товара
Если после покупки товара гражданин обнаруживает в нем какой-либо недостаток, у него имеется перечень возможностей:
- потребовать уменьшения стоимости товара и возврата части денежных средств, переплаченных за товар. Такой вариант возможен, если недостаток не препятствует использованию товара по назначению;
- требовать починки товара за счет продавца;
- вернуть товар: обмен товара на такой же, но надлежащего качества; замена товара на аналогичный другой марки или модели с перерасчетом стоимости; полное расторжение отношений с продавцом и возврат уплаченных денег.
Эти возможности появляются у покупателя только в случае, если в момент продажи продавец не предупредил его о недостатках.
Вернуть товар можно и без обнаружения в нем недостатков по желанию покупателя.
Когда нужно составлять претензию на возврат товара в магазин
Для покупателя важно соблюсти срок подачи претензии на возврат товара, установленный законом:
- если на товар предусмотрен гарантийный срок — вернуть его можно в течение этого срока;
- если гарантийный срок не установлен - заявить о возврате необходимо в течение разумного срока, который не должен превышать двух лет;
- вернуть технически сложные товары можно только в течение первых двух недель после покупки. Технически сложные товары перечислены в приложении к Постановлению Правительства РФ №924.
Если потребитель не уложился в установленный двухнедельный срок, обнаружив недостаток он вправе обратиться к продавцу, но с требованием о гарантийном ремонте. Возврат товара будет возможен только в исключительных случаях, например, когда ремонт будет невозможен, либо его стоимость будет превышать стоимость самого товара.
Каждый из сроков начинает исчисляться с момента, когда товар был получен потребителем, в том числе, если товар был направлен по почте. Исключение составляют сезонные товары — для них срок подачи претензий по качеству начинается с начала сезона использования товара.
Как правильно составить претензию на некачественный товар
Претензия на возврат товара не имеет регламентированной формы и может быть исполнена в том виде, в каком сочтет нужным покупатель.
В претензии необходимо указать:
- наименование продавца: претензия адресуется именно продавцу — юридическому лицу или ИП, которое владеет точкой продажи;
- Ф.И.О., адрес покупателя;
- где именно была совершена покупка: название и адрес магазина;
- когда была совершена покупка;
- полное наименование товара: модель, марка, артикул, идентифицирующие сведения, например, цвет или размер;
- когда и какие недостатки были обнаружены;
- требования покупателя: необходимо четко указать желает ли он получить аналогичный товар либо деньги.
Претензия должна быть подписана и датирована.
В качестве примерного образца можно использовать следующий вариант претензии.
Нюансы составления претензии
При подготовке и подаче претензии на возврат товара необходимо помнить о следующих нюансах:
- Необходимо узнать наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, которому принадлежит магазин, продавший товар: претензия должна быть адресована владельцу, а не магазину;
- Повествование должно быть четким, лаконичным, но емким, выдержано в деловом стиле, недопустимы нецензурные выражения, оскорбления или угрозы;
- Говоря о месте и времени покупки необходимо сослаться на доказательства факта, что товар был куплен именно в этом магазине. Отсутствие чека не является препятствием для реализации права покупателя на возврат некачественного товара, это правило предусмотрено в п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей;
- Если возвращается крупногабаритный товар либо товар, вес которого превышает пять килограммов, его транспортировка осуществляется за счет продавца. Если покупатель транспортировал товар самостоятельно, расходы можно взыскать с продавца — об этом также необходимо указать в претензии.
Как вернуть деньги за некачественный товар
Возврат денег — одно из прав лица, которое он вправе реализовать при обнаружении недостатка товара. Потребителю следует четко указать в претензии на то, что он хочет именно вернуть деньги, а не получить аналогичный товар взамен.
Не позднее, чем через десять календарных дней, требование о возврате денег должно быть исполнено в полном объеме.