Так как продавец любого транспортного средства получает доход в виде выкупной стоимости, он обязан уплатить НДФЛ при продаже автомобиля. Такая обязанность возникает у него лишь при краткосрочном нахождении ТС в собственности. При длительном владении налоги при продаже автомобиля с полученного дохода не взимаются. Но и при краткосрочном владении автомобилем владелец-получатель дохода может получить налоговую льготу в виде вычета. Для ее оформления, как и для уплаты налога в ФНС необходимо подавать декларацию.

НДФЛ при продаже ТС

При продаже ТС продавец получает доход в виде суммы, за которую этот автомобиль был приобретен покупателем. Соответственно, у него возникает налоговая обязанность – согласно ст. 224 Налогового кодекса, он уплачивает 13% от полученной суммы в бюджет.

Но необходимость платить налог зависит от срока нахождения ТС у продавца. Так, если с даты покупки ТС и до его перепродажи прошло 3 года и более, согласно п. 17.1 ст. 217 НК, с полученных продавцом доходов НДФЛ не взимается при условии, что он обладает российским налоговым резидентством. В этом случае ему даже не нужно декларировать прибыль, освобождение предоставляется автоматически.

Обратите внимание!

При меньшем сроке обладания ТС продавец обязан платить налог, для чего он декларирует полученный доход, самостоятельно рассчитывает сумму налога и производит уплату. В таком случае он может сократить свои налоговые расходы благодаря сумме вычета.

Налоговый вычет

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 220 НК, продавец автомобиля, срок обладания которым менее минимального, при реализации ТС может получить имущественный вычет в сумме полученного дохода, но не больше 250 тыс. руб. Это значит, что при расчете суммы НДФЛ с полученной прибыли, продавец вправе сократить ее на 250 тыс. руб., сократив тем самым и налоговую сумму на 32,5 тыс. руб.

Вместо оформления вычета, закон позволяет уменьшать сумму полученного и декларируемого дохода на сумму, израсходованную при приобретении автомобиля. Для этого налогоплательщику необходимо сохранить и представить в ФНС документы, подтверждающие затраты, которые нынешний продавец понес при приобретении ТС.

Пример: в 2018 году лицо приобрело ТС за 550 тыс. руб. В 2019 году оно продает ТС за 500 тыс. руб. Если оно может представить документы о его покупке за указанную сумму в 2018 году, оно может снизить налоговую базу на 550 тыс. руб. Так как сумма налоговой базы меньше суммы вычета, продавец платить налог не будет.

Уплата НДФЛ при продаже

Для расчета и уплаты НДФЛ с суммы полученной прибыли при продаже ТС, а также для применения сумм вычета, продавцу нужно придерживаться следующего порядка:

1. Расчет налогового платежа. Для этого прибыль, полученную от покупателя и зафиксированную договором умножают на 13%. Если продавец применяет вычет, то прибыль в договоре, следует уменьшить на 250 тыс. руб. либо сумму расходов на покупку ТС.
  2. Заполнение декларации. Она заполняется по форме 3-НДФЛ, получить ее можно в любом налоговом органе, скачать в сети самостоятельно либо оформить в программе от ФНС «Декларация» . К заполненной декларации необходимо приложить паспорт, копию документов на ТС, документы о праве на вычет.
  3. Подача декларации. Документ подается в налоговый орган по адресу жительства плательщика. Представить его можно несколькими способами – самостоятельно, почтовой отправкой, через доверенного представителя либо в удаленной форме через интернет-представительство ФНС, сайт Госуслуг или программу «Декларация». Сделать это необходимо до 30.04 года, следующего за годом, в котором был подписан договор с покупателем.

Обратите внимание!

Если продавец нарушит сроки декларирования, его ждет штраф 5% от налога в месяц.

Максимальный штраф - 30% налоговой суммы, минимальный - 1 тыс. руб. Даже если в результате применения вычета сумма налога = 0, штраф все равно составит 1 тыс. руб.

1. Уплата налога. Уплатить рассчитанный НДФЛ необходимо до 15.07 года, в котором был задекларирован доход. Если эти сроки будут пропущены, нарушителя ждет штраф в 20% суммы налога либо 40%, если ФНС докажет умысел продавца, направленный на неуплату налога. Также может быть взыскана пеня в размере 1/300 ставки ЦБ от суммы налога за каждый просроченный день.

Как не платить налог с продажи автомобиля

Чтоб не платить НДФЛ при реализации автомобиля, продавцу следует:

• продавать ТС только после истечения 3-летнего срока с момента его покупки;
  • сохранять документы о приобретении автомобиля не менее 3 лет, при условии, что в договоре купли-продажи указана не заниженная сумма;
  • указывать в договоре купли-продажи с покупателем сумму, не превышающую 250 тыс. руб.;
  • не заключать договор купли-продажи и продавать авто «по доверенности».