Минфин, ЦБ и Росстат заявили, что общее количество должников в РФ составляет около 35 миллионов человек, объем кредитов – 15 триллионов рублей. Если кредит признается банком невозвратным, то он передается коллекторским агентствам. Те, соблюдая требования законодательства, должны получить деньги с должника. Общаться с гражданином коллекторам разрешено и письменно и по телефону. Могут ли коллекторы звонить на работу должнику и общаться с третьими лицами? Что делать, если звонят коллекторы на работу?
Какими правами наделены коллекторы
Статья 4 Закона о коллекторах №230 установила, что коллекторы имеют право взаимодействовать с должниками только:
- лично встречаясь с должником или звоня ему по телефону - непосредственное взаимодействие;
- отправляя телеграфные, текстовые, голосовые сообщения;
- направляя письма по месту жительства или месту пребывания гражданина;
- осуществляя иные действия, которые указываются в добровольном соглашении между кредитором и должником.
Обратите внимание!
Гражданин имеет право скорректировать «политику кредитора или коллектора», убрав из заключенного соглашения сомнительные пункты, предоставляющие коллектору дополнительные права.
Все формы взаимодействия по линии «кредитор – должник» осуществляются только в рамках законодательства:
- кредитор или коллектор не имеет права угрожать должнику;
- не имеет права разглашать персональные данные должника третьим лицам.
Могут ли коллекторы звонить на работу должнику
Так как информация, которой обладают коллекторы, носит конфиденциальный характер, здесь важна дифференциация:
- если коллекторы звонят самому должнику, то действие является законным. Количество звонков не должно превышать установленные пределы - не более одного звонка в день.
- если коллекторы звонят работодателю с требованием «воздействовать на сотрудника», то звонки признаются незаконными.
Как действовать работодателю, если коллекторы звонят на работу
Такие действия коллекторов являются противозаконными и преследуются нормами закона.
- Статья 183 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за разглашение сведений, относящихся к банковской, коммерческой, налоговой тайне;
- Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за распространение сведений, относящихся к категории персональных данных по статье 14.57 КоАП РФ.
Что делать работодателю в случаях постоянных звонков коллекторов
Рекомендуется осуществить следующие действия:
- Проинформировать коллектора о том, что звонки, поступающие на работу, записываются.
- Попросить представиться, заполучить фамилию, имя и отчество сотрудника коллекторской фирмы, его должность, наименование юрлица.
- После звонка позвонить в полицию или написать заявление, в котором содержится требование о прекращении незаконных звонков коллекторов на работу.
Обратите внимание!
Заявление можно подать в электронном виде, приложив запись телефонного разговора. Копию заявления следует направить в службу судебных приставов, которые наделены контрольными полномочиями в отношении коллекторских фирм. Полиция и ФССП обязаны произвести проверку по заявлению. В течение 30 суток с момента официальной регистрации заявления гражданину поступит ответ по результатам рассмотрения.
Что предпринять сотруднику
Сотруднику рекомендуется получить копию записанного разговора работодателя с сотрудниками коллекторских агентств. Факт записанного разговора, а также данные биллинга станут доказательством нарушения законодательства со стороны сотрудников коллекторских фирм.
Сотрудник, получив доказательства, может написать жалобы на действия коллекторов в адрес нескольких инстанций:
- Роскомнадзор - ведомство следит за сохранением персональных данных;
- ФССП России - лицензирует деятельность коллекторских фирм, за нарушение ФЗ № 230 может лишить фирму права взимания долгов;
- полиция, если есть факты угрозы жизни и здоровью гражданина, угроза незаконной потери собственности.
В качестве дополнительных мер можно обратиться и в суд.