Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Может ли банк звонить родственникам должника? Вопрос встает перед заемщиком, которому необходимо в договоре с кредитной организацией указать контактные данные близких, а также перед самими близкими, когда им начинают поступать звонки, например, с требованием уплаты чужой задолженности. Что делать, если банк звонит родственникам, давшим свое согласие, но не готовым к слишком частым телефонным контактам?

Почему банки звонят родственникам

Выдавая кредит, банк может, посредством внесения соответствующего пункта в анкете, запросить контактные телефоны ближайших родственников или знакомых, несмотря на наличие поручителя и сведений о нем. Если клиент банка окажется впоследствии злостным неплательщиком и связаться с ним, и с поручителем станет невозможно, банк может решить воздействовать на него через третьих лиц.

Может ли банк звонить родственникам должника и требовать оплаты

Банк не имеет права звонить, направлять письма с требованием оплаты долга своего клиента и иными способами вторгаться в личную жизнь граждан, которые не являются сторонами договора потребительского кредита — заемщиком, созаемщиком или поручителем. Лишь в отношении указанных лиц банк в лице его представителей может:

  • встречаться лично;
  • направлять письменные уведомления и претензии с требованием погасить тело долга с процентами и начисленной неустойкой по почте, через Интернет;
  • звонить, не превышая установленную законодательно норму количества и времени звонков;
  • подавать исковые заявления о взыскании долга как с основного заемщика, так и с созаемщика или поручителей в рамках солидарной ответственности.

Принимать еще какие-либо меры банк может только с письменного согласия должника, на основании пункта 2 статьи 4 Федерального закона №230 «О защите прав и интересов должников» в рамках деятельности банка по возврату задолженности. Также, согласно пунктам 4 и 5 статьи 5 Закона №230, нельзя привлекать к взаимодействию с должником лиц с неснятой или непогашенной судимостью, отбывших наказание за преступления против личности, экономические или государственные, а также лиц, находящихся за границей.


Вас консультируют лучшие квалифицированные юристы
Бесплатно: Наши адвокаты оказывают бесплатную первичную консультацию по любым юридическим вопросам. 90% процентов дел решаются одной бесплатной консультацией.
Круглосуточно: Задайте вопрос юристу по недвижимости в онлайн-чате, либо позвоните по телефону горячей линии круглосуточно и без выходных

Обратите внимание!

Если указанные меры сопровождаются угрозами насилия или распространения порочащих сведений, то они квалифицируются как преступления и влекут наложение уголовной ответственности.

Что делать, если банк звонит родственникам

Когда сотрудники банка начинают звонить родственникам должника, даже если эти звонки носят единичный характер, последнему рекомендуется выйти на связь с организацией и указать на отсутствие согласия на взаимодействие банка с третьими лицами по вопросам погашения его задолженности.

Следует попытаться уладить вопрос мирным путем даже при неимении средств для погашения долга. Банк, заинтересованный в возврате хотя бы части заемных денег, может пойти навстречу и, например, провести реструктуризацию долга — смягчение первоначальных условий кредитования. Банк вероятнее всего пойдет навстречу, если у заемщика имеется уважительная причина для задержки выплат, обуславливающая значительное ухудшение материального положения: потеря трудоспособности в связи с приобретением статуса инвалида, увольнение, выход в декретный отпуск, продолжительное и затратное лечение и другие, если он предоставит документальное подтверждение.

Когда звонки банков третьим лицам законны

Также пункт 5 статьи 4 Закона №230 говорит, что взаимодействие банка с третьими лицами возможно при одновременном наличии двух условий: письменного согласия на такое взаимодействие должника и отсутствие несогласия самого третьего лица. В указанном документе должно быть условие о допустимости обработки персональных данных должника. От соглашения можно в любое время отказаться, направив банку нотариально удостоверенный отзыв согласия, на основании пункта 7 указанной статьи.

Обратите внимание!

Звонки банка, осуществляемые третьим лицам при наличии необходимого согласия, могут быть незаконными, когда сотрудники нарушают требования указанного закона к характеру взаимодействия с должником.

По правилам статьи 6 Закона №230, даже имея указанные согласия, сотрудники банка не имеют права вводить должника, а соответственно и его родственников, знакомых в заблуждение относительно размера задолженности, причин ее появления, сроков уплаты долга, передачи дела на рассмотрение в суд и иными способами дезинформировать их в манипулятивных целях.


Без согласия должника нельзя разглашать конфиденциальные сведения о задолженности и сопутствующие, а пункт 4 устанавливает, что согласие клиента на обработку его персональных данных должно быть оформлено в виде отдельного документа.

Но в типовом кредитном договоре, который подписывают клиенты банков, может содержаться пункт о согласии на обработку персональных данных и их публичное оглашение. На основании этого пункта сотрудники банка могут звонить работодателю должника с целью сбора данных о текущей деятельности своего клиента, не разглашая однако сведений о задолженности клиента.

Закон устанавливает ограничения для частоты звонков, личных встреч и времени, в которое допустимо их осуществлять. Неправомерными являются следующие действия сотрудников банка:

  • звонки, личные встречи или любое другое взаимодействие с должником по будням в ночное время с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени;
  • личные встречи чаще раза в неделю;
  • звонки чаще раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.

Как прекратить звонки банкиров

При первом же звонке рекомендуется указать сотруднику банка на неправомерность осуществляемых им действий и вежливо потребовать прекратить. Если есть возможность, стоит записать разговор, чтобы впоследствии при необходимости предоставить запись как доказательство.

Если звонки продолжаются, следует выяснить личные данные банковского сотрудника. После этого, запросив у мобильного оператора детализацию звонков, распечатать ее и приложив к претензии, направить документы руководству банка с требованием прекратить нарушение и возместить моральный вред в виде моральных страданий, а иногда и физических, например, если сотрудники беспокоят в ночное время. Следует сослаться на статью 11 Закона №230, возлагающую на кредитора, коллектора ответственность в виде возмещения убытков и компенсации морального вреда.

Что делать, если банкир требует уплатить заём близкого человека

Если предложенные выше меры не привели к желаемому результату, необходимо подать исковое заявление о взыскании компенсации морального вреда, сумма которой, согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, будет рассчитана судом.

Если сотрудник банка, понуждая погасить чужую задолженность, использовал угрозы причинения тяжкого вреда здоровью или смерти, представляющие собой состав преступления по статье 119 Уголовного кодекса РФ, можно подать заявление в полицию.

Была ли эта статья для вас полезной?
0
0
Поделиться:
Мы рады, что статья была полезной для вас
Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Бесплатная онлайн - консультация юриста по всем вопросам
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.
У вас есть вопрос к юристу?
Готовы задать вопрос сейчас?
Вы уверены что вам не требуется помощь профессионала?
Это бесплатно, быстро и удобно! Вы можете получить консультацию просто позвонив по телефону:
7 499 938-62-84