Содержание детей — одна из основных обязанностей родителей, которую они должны исполнять, даже если не проживают вместе со своими детьми. Эта обязанность корреспондирует праву ребенка на получение содержания и достойный уровень жизни. Поэтому, защищая интересы детей, российское законодательство разработало систему, которая позволяет взыскать денежное обеспечение даже с тех родителей, которые от этой своей обязанности пытаются уклониться — систему взыскания алиментов. Порядок уплаты алиментов, правовые методы их истребования и сроки выплаты алиментов предусмотрены Семейным кодексом РФ.

Порядок взыскания алиментов на ребенка

Семейным законодательством предусмотрено два порядка взыскания алиментов:

• мирный, который предполагает заключение между алиментнообязанным лицом и получателем алиментов алиментного соглашения. Соглашение заключается на удобных сторонам условиях, которые при этом не должны нарушать законные интересы ребенка. Проверку соответствия позиций соглашения требованиям закона осуществляет нотариус. Нотариальная форма алиментного соглашения обязательна, и ее несоблюдение делает соглашение ничтожным;
  • принудительный, реализуем через суд. Суд выносит судебный приказ или судебное решение, обязывающее родителя выплачивать алименты.

Если родитель не платит алименты вопреки требованиям соглашения или суда, получатель алиментов вправе обратиться за содействием к судебным приставам. При этом, нотариальное соглашение и судебный приказ сами по себе являются исполнительными документами, если о взыскании алиментов было вынесено решение — необходимо получить исполнительный лист.

Обратите внимание!

Взыскать алименты можно с биологического родителя ребенка, при этом не имеет значения рожден ли ребенок в браке или нет, разведены его родители или еще находятся в законных отношениях.

По общему правилу алименты взыскиваются в виде процента от дохода алиментнообязанного лица: ¼ — на одного ребенка, ⅓ — на двоих, ½ — на троих или большее количество. В некоторых случаях, когда у родителя нет заработка, или он нестабилен, алименты могут быть установлены в твердой сумме или в смешанной форме.

Вас консультируют лучшие квалифицированные юристы
Бесплатно: Наши адвокаты оказывают бесплатную первичную консультацию по любым юридическим вопросам. 90% процентов дел решаются одной бесплатной консультацией.
Круглосуточно: Задайте вопрос юристу по недвижимости в онлайн-чате, либо позвоните по телефону горячей линии круглосуточно и без выходных

Доходы, с которых взимаются алименты

Перечень видов доходов, с которых могут быть взысканы алименты устанавливает Постановление Правительства РФ  №841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода…». Постановление подразделяет все возможные алиментнооблагаемые доходы на несколько групп:

Доходы от определенной деятельности:

• заработная плата;
  • вознаграждение за замещение должностей государственной и муниципальной гражданской службы;
  • гонорары сотрудников СМИ;
  • надбавки, премии, доплаты за совмещение должностей, за работу с государственной тайной, в тяжелых или вредных условиях, работу сверхурочной работы, работу ночью или в выходные и праздники;
  • денежные выплаты педагогическим и медицинским сотрудникам;
  • суммы среднего заработка, сохраненного за работником после увольнения;
  • доплаты к заработной плате, установленные в соответствии с законодательством субъекта РФ, где проживает алиментнообязанное лицо.

Доходы, не связанные с трудовой деятельностью:

• пенсии;
  • стипендии;
  • пособия по нетрудоспособности, выплаты, получаемые в связи с присвоением статуса безработного;
  • доходы от старательской деятельности;
  • доходы индивидуального предпринимателя;
  • доходы от сдачи имущества в аренду;
  • дивиденды, паевые выплаты;
  • суммы материальной помощи;
  • суммы возмещения вреда, причиненного здоровью;
  • выплаты жертвам радиационных катастроф;
  • доходы от реализации авторских прав;
  • суммы, эквивалентные стоимости выданного или оплаченного питания ;
  • выплаты докторантам.

Доходы военнослужащих и лиц, к ним приравненных:

• воинский должностной оклад и дополнительные выплаты к нему;
  • должностные оклады сотрудников правоохранительных органов: МВД, наркоконтроля, таможенных служб, противопожарной службы.

Доходы, с которых не уплачиваются алименты

Тем же постановлением перечислены виды доходов, из которых не могут быть взысканы алименты:

• пенсия, выплачиваемая в связи с потерей кормильца;
  • единовременная материальная помощь в связи с чрезвычайным обстоятельством, террористическим актом, смертью члена семьи, а также выплаченная в виде гуманитарной помощи или вознаграждения за содействие в предотвращении террористического акта;
  • выплата, осуществленная работодателем лица в связи с рождением ребенка или в порядке компенсации за служебную командировку, направлением на работу в другую местность или использованием в работе собственных инструментов труда или собственного транспорта.

Порядок уплаты алиментов на ребенка

Алименты установленные судебным актом, приказом или решением, уплачиваются чаще всего ежемесячными платежами в сумме, установленной судом. При этом алименты могут быть без участия алиментнообязанного лица автоматически удерживаться его работодателем и сразу направляться получателю. Для этого, исполнительный документ необходимо подать в бухгалтерию плательщика.

Обратите внимание!

Если алименты взыскиваются с суммы пенсий или пособий, исполнительный документ можно подать в Пенсионный фонд РФ и тогда, при перечислении пенсии, фонд будет удерживать необходимую сумму и направлять получателю.

По соглашению сторон, можно установить и иной порядок уплаты алиментов. Стороны вправе договориться, что алименты перечисляются раз в квартал, год, или вообще одним платежом на весь период алиментного обязательства. Можно выбрать любую удобную периодичность.

Например, стороны могут договориться, что алиментнообязанных родитель будет ежемесячно перечислять по 20 000 рублей — сумма условная. Либо, что платить он будет один раз в год, но 240 000 рублей.

Стороны также могут договориться, что в счет алиментов получателю передается какое-то ценное имущество.

Сроки выплаты алиментов

Если алименты взыскиваются из заработной платы плательщика, или из других платежей, начисляемых ему третьими лицами — перечислить деньги получателю алиментов взысканные суммы эти лица обязаны в течение трех дней с момента перечисления выплаты плательщику.

Нотариальным соглашения стороны вправе установить удобную им периодичность платежей и даты, когда они должны быть осуществлены.